Skip to content

Plone.org.ru

Sections
Personal tools
You are here: Home » Статьи » Открытые разработки в корпоративных системах
Log in
Реклама
Поддержка
Для общения можно использовать списки рассылки: и
Дружественный сайт
 

Открытые разработки в корпоративных системах

  • Send this page to somebody
  • Print this page
Статья была опубликована в журнале "Корпоративное управление"

В последнее время четко отслеживается тенденция перехода больших поставщиков решений в области информационных технологий на разработки, в основе которых лежат открытые лицензии. На этот рынок вышли такие крупные вендоры как IBM, Novell, Sun. И уже продвигают свои услуги в этой области в России. Крупные разработчики программного обеспечения открывают исходные коды своих продуктов, пользующихся устойчивым спросом. Sun открыла код новой версии своей операционной системы Solaris и выложила его в свободном доступе. Google этим летом вложила 1 миллион долларов США в открытые разработки, организовав конкурс проектов, причем в качестве жюри выступали сначала известные деятели open source, а потом уже сама Google.

По разным оценкам независимых экспертов объем мирового рынка Linux в 2006 году достигнет от 15 до 30 млрд. долларов США.

Открытый и бесплатный

Термин free software переводится и как «свободный» и как «бесплатный». Кажется, что если исходный код программы доступен в открытом виде, то любой может его скачать и установить бесплатно. Непонятно – зачем платить деньги? Происходит подмена понятий:

Открытый не значит бесплатный.

Так же верно и:

Заказчик никогда не покупает программу, а покупает решение.

Например: установка системы управления сайтом еще не является фактом создания самого сайта. Для того чтобы сайтом можно было пользоваться его надо спроектировать, модифицировать, связать с существующими системами, обучить персонал и оказывать поддержку в будущем. Так и в других случаях. Дело в том, что:

Рынок открытого кода – это рынок услуг.

Когда Вы заказываете, то вам действительно не приходится платить за сам факт получения в пользование программы, но все равно надо будет оплатить услуги эксперта за установку.

Кто создает открытые программы

Для того чтобы понимать структуру рынка открытых разработок удобно посмотреть на процесс возникновения открытого ПО.

Формирование рынка

Первая стадия обычно совпадает для обоих типов разработки – это выпуск первой версии продукта. И проприетарные разработчики и открытые - это обычные программисты, которые видят неудовлетворенный спрос. Создание первых версий обычно происходит в небольшой группе единомышленников. Сейчас ситуация немного изменилась и на рынок уже выходят не только самостоятельные эксперты, но и компании.

Для свободных разработок выпуск публичного продукта – это не столько попытка найти клиента, обычно написание уже финансируется за счет каких-то средств, а попытка начать формировать рынок. Успешность разработки характеризуется объемом ее рынка, а конкуренция происходит не между продуктами, а между сообществами, которые его создают.

Каналы продвижения

Разработчик выпускает продукт и начинает его рекламировать. Каналы продвижения проприетарных и открытых разработок обычно не пересекаются. Для небольших решений отказ от лицензии лишает разработчика возможности и необходимости рекламировать и продвигать свой продукт стандартными каналами, когда рекламная площадка получает процент с продаж, сила обращается в слабость. Не продавец ищет покупателя, а наоборот. Крупные клиенты получают решения через консультантов предлагающих интегрированные решения.

Работа с рынком

После того как сформирован постоянный спрос, инициаторы участвуют в общем менеджменте процесса развития и имеют приоритет для клиентов. Открытость позволяет привлечь независимых разработчиков, и даже если они не и не публикуют свои новые разработки в общий репозиторий, они продолжают увеличивать совокупный объем рынка и привлекают в него новых клиентов. Постепенно даже те, кто не собирался вкладывать ресурсы понимают, что они могут защитить свои разработки только в том случае, если они присоединяются к общему пулу. Ведь новые версии выпускаются постоянно и если закрывать свои разработки, то никто не будет ориентироваться на них и можно «отстать».

В целом работа с сообществом разработчиков напоминает работу в компании – создаются стандарты на код, регламентируется рабочий цикл, происходит распределение ролей. Формируется бизнес-организм, ориентированный на создание лучшего продукта. В нем нет затрат на бухгалтерию и работу с налоговыми органами, также как и каналы продаж эта часть формируется в компаниях-участниках рынка.

Даже если какая-то компания перестанет существовать, то это не повлияет на рынок в целом.

Минимизация рисков

Причины растущего спроса кроются в тех преимуществах, которые дает open source. Когда Вы выбираете программную платформу для своего бизнеса, то кроме критериев стоимости внедрения и стоимости владения играет роль и надежность поставщика.

Недавно я общался со специалистом, работающим в компании оказывающей услуги крупной Российской нефтегазовой корпорации. После того как они установили свое программное обеспечение, большая часть ведущих разработчиков перешла на большую зарплату к заказчику. Компания фактически перестала развиваться и оказывать услуги другим мелким и средним клиентам. Клиент, вместо того чтобы улучшить качество поставляемых решений, перенес разработки к себе, тем самым сильно увеличив издержки.

Пример другого риска со стороны заказчика. После того как исполнитель выигрывает тендер и получает локальную монополию, условия плавно начинают изменяться. Постепенно растет стоимость услуг, а качество начинает падать. Со стороны исполнителя справедлив закон «брать за свои услуги денег больше чем готов заплатить клиент, но меньше чем сумма, получив которую он пойдет искать нового поставщика».

Если клиент заказывает продукт у open source компании, то он привлекает на работу одну из компаний-участников рынка конкретного продукта. Таким образом, он уменьшает риск зависимости от одного поставщика и его стабильности, что имеет значение при долгосрочном планировании.

Во всех других случаях риски приблизительно равны.

Ситуация в России

Политическая ситуация оказывает значительное влияние на долгосрочное планирование бизнеса. Когда руководство компании начинает мыслить категориями нескольких лет, то стоимость поддержки и владения влияют на принимаемое решение. Ситуация в России не позволяет планировать затраты на долгую дистанцию. Поэтому многие компании готовы пользоваться открытыми разработками, но не готовы вкладывать в их развитие, практика спонсорства пока не развита, компании не пытаются защищать свои инвестиции.

В государственном секторе похожая ситуация, лоббирование и опыт работы с чиновниками крупных разработчиков приводят к тому, что вместо того чтобы формировать локальный рынок услуг заказы уходят к компании с иностранным капиталом.

Врезки

История системы публикаций Plone

Историю развития удобно проиллюстрировать на примере успешного проекта. Одна из самых популярных система публикаций сайтов в Европе и Америке Plone, более 100 тысяч инсталляций. Наиболее известные клиенты, использующие ее в качестве основы Интернет и интранет систем:

  • Государственный сектор: ООН, NASA, Парламент Бразилии, Правительство Техаса, Правительство Гавайев
  • Коммерческий сектор: Lufthansa, Computer Associates, МИЭЛЬ-Недвижимость

История началась в тот момент, когда Alexander Limi, Alan Runyan и Vidar Andersen опубликовали в 2000 году свой продукт. Удобство и простота работы с сайтом начали привлекать независимых разработчиков. Часть из них начали продавать свои услуги клиентами. Основные поставщики решений на основе Plone поняли, что они могут защититься, если будут участвовать наравне в разработке и продвижении проекта. Состав коллектива увеличился с 3 до 200 людей оказывающих активную помощь за в течении первых двух лет. Plone превратился из «еще одного продукта» в рынкообразующее явление, сегодня более 2х десятков компаний строящих свой бизнес на основе этих решений. В середине 2004 года при помощи Computer Associates была создана некоммерческая организация Plone которой перешли права на торговую марку и код продукта. Alexander Limi и Alan Runyan входят в Совет Директоров который выбирается путем голосования, и так же являются владельцами независимых компаний. Их выгода от участия в проекте заключается в том, что за счет большого количества небольших экспертов рынок продолжает расти, а их компании могут оказывать консультационные услуги крупным заказчикам, другими словами они наиболее известные поставщики на этом рынке.

Об авторе

Кашкин Михаил Юрьевич, исполнительный директор компании «Ключевые Решения», один из известных российских open source разработчиков и консультантов. Является членом некоммерческих организаций Plone Foundation, Zope Foundation, входит в группу разработчиков открытого дистрибутива Ubunitu и ALTLinux. В России поддерживает сообщества пользователей Python, Zope, Plone, Asterisk. Лауреат всероссийского конкурса open source разработчиков. Компания «Ключевые Решения» занимается разработкой и созданием интегрированных решений на основе открытого кода. Уникальной услогой, предлагаемой компанией является создание сообществ для компаний, использующих CRM стратегию в работе с клиентами. Так же компания занимается созданием корпоративных сайтов и интранет систем.

Created by xen
Кашкин Михаил (Ключевые Решения)
Last modified 2005-11-30 07:57

Открытые разработки в корпоративных системах

Posted by Alex_N at 2005-12-01 02:19

Наша команда занимается внедрением Open Source решений. Проблемы, пути решений и наше отношение можно посмотреть на xvi.ru, там в разделе "Open Source" есть несколько статей на аналогичную тему. Хотелось бы, конечно, какой-то определенности от госструктур и объединения людей, которым не безразлично будущее... (наверное несколько громко сказано, но исправлять не буду, так как потребуется слишком много пречислений чьего и какого будущего) так что понимать стоит сообразно темы.

 

Rambler's TOP 100